Профессиональный стандарт педагогических работников детализирует конкретные знания и умения, которыми нужно владеть педагогическому работнику, а также подробно описывает его трудовые действия. Они разделены по модулям, соответствующим различным предметным областям.
Профессиональные стандарты
Основные цели, задачи, содержание и структура
Цели:
- Определять необходимую квалификацию педагога, которая влияет на результаты обучения, воспитания и развития ребёнка.
- Обеспечить необходимую подготовку педагога для получения высоких результатов его труда.
- Обеспечить необходимую осведомленность педагога о предъявляемых к нему требованиях.
- Содействовать вовлечению педагогов в решение задачи повышения качества образования.
Задачи:
- Повысить интерес и увеличить ответственность учителей за результаты педагогической деятельности.
- Изменить принципы обучения и переподготовки кадров для приведения данной процедуры в соответствии с требованиями профстандарта.
-
Применять профстандарты в качестве независимого измерителя уровня квалификации педагогических работников; средства реализации стратегии развития образовательной среды; инструмента роста качества российского образования; фундаментальной основы трудовых соглашений между руководством образовательного учреждения и педагогами; механизма рекрутирования педагогических кадров для работы в образовательных организациях.
Содержание:
Содержание профстандарта педагога отражает:
- обучение;
- воспитательную работу;
- развитие (личностные качества и профессиональные компетенции, необходимые педагогу для осуществления развивающей деятельности);
- профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы в начальной школе;
- профессиональные компетенции педагога дошкольного образования (воспитателя), отражающие специфику работы на дошкольном уровне образования;
- профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы учителя в основной и средней школе;
- профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы учителя русского языка;
- профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы учителя математики.
Структура:
Профессиональный стандарт педагога – основополагающий документ, содержащий совокупность личностных и профессиональных компетенций учителя. На основе нормативного акта будет проводиться аттестация педагогов с присвоением квалификационной категории. Также его нормы будут учитываться при приеме на работу в образовательные организации, во время создания должностных инструкций и при формировании норм оплаты труда.
Профессиональный стандарт педагога содержит 4 раздела:
1. Общие сведения.
2. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности).
3. Характеристика обобщенных трудовых функций.
4. Сведения об организациях – разработчиках профессионального стандарта.
За основу профстандарта взята система педагогической деятельности, включающая обучение, воспитание и развитие. Первые два раздела отражают требования к учителю, который на высоком уровне должен знать свой предмет и обязан владеть методическими техниками и приёмами для того, чтобы донести его содержание до каждого ученика.
Более сложный раздел – раздел развитие, согласно которому учитель вместе с узкими специалистами — логопедом, школьным психологом — должен выявлять и решать возникшие проблемы учащихся, круг которых очень широк.
Профстандарты включают пять видов квалификации. Каждый из них предъявляет особые требования к компетенции учителя, выдвигаемые на основе характера сложности и результативности решения поставленных задач.
(Квалификация работника – уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника).
В документе изложены десятки профессиональных компетенций, адресованных педагогическим кадрам. К примеру, для проведения полноценной воспитательной работы учитель обязан овладеть 18 умениями и навыками, а для полноценного развития ученика даже двадцатью. Сами разработчики называют этот перечень ориентиром, на основании которого учреждение образования планирует выстраивать собственную траекторию деятельности исходя из своих особенностей и поставленных задач.
В профстандарте уделяется пристальное внимание работе учителей по выполнению программ инклюзивного образования, а также поддержке одаренных и социально уязвимых обучающихся. Особое внимание уделено владению IT-компетентностью, которая дифференцируется на три уровня:
- Общепользовательская.
- Общепедагогическая.
- Предметно-педагогическая.
К новым компетенциям педагога отнесены следующие компетенции:
- Работа с одаренными учащимися.
- Работа в условиях реализации программ инклюзивного образования.
- Преподавание русского языка учащимся, для которых он не является родным.
- Работа с учащимися, имеющими проблемы в развитии.
- Работа с девиантными, зависимыми, социально запущенными и социально уязвимыми учащимися, имеющими серьезные отклонения в поведении.
КУРАТОР МЕТОДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И РАБОТЫ С КАДАРМИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Перечень профессиональных стандартов
Образование и наука |
||
При применении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" см. Письмо Минпросвещения России от 28.03.2019 N ТС-817/08, Письмо Минобрнауки России от 12.02.2016 N 09-ПГ-МОН-814. |
||
01.001 |
Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) |
Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н |
01.002 |
Педагог-психолог (психолог в сфере образования) |
Приказ Минтруда России от 24.07.2015 N 514н |
01.003 |
Педагог дополнительного образования детей и взрослых Внимание! Стандарт утрачивает силу с 01.09.2022 в связи с изданием Приказа Минтруда России от 22.09.2021 N 652н |
Приказ Минтруда России от 05.05.2018 N 298н |
Педагог дополнительного образования детей и взрослых Внимание! Документ вступает в силу с 01.09.2022 и действует до 01.09.2028 |
Приказ Минтруда России от 22.09.2021 N 652н |
|
01.005 |
Специалист в области воспитания |
Приказ Минтруда России от 10.01.2017 N 10н |
01.006 |
Мастер производственного обучения вождению транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий |
Приказ Минтруда России от 28.09.2018 N 603н |
01.007 |
Специалист, участвующий в организации деятельности детского коллектива (вожатый) |
Приказ Минтруда России от 25.12.2018 N 840н |
01.008 |
Руководитель научной организации Внимание! Стандарт действует до 01.09.2027 |
Приказ Минтруда России от 10.03.2021 N 117н |
01.009 |
Научный руководитель научной организации Внимание! Стандарт действует до 01.09.2027 |
Приказ Минтруда России от 10.03.2021 N 118н |
01.010 |
Руководитель образовательной организации высшего образования Внимание! Стандарт действует до 01.09.2027 |
Приказ Минтруда России от 10.03.2021 N 116н |
01.011 |
Руководитель образовательной организации (управление дошкольной образовательной организацией и общеобразовательной организацией) |
Приказ Минтруда России от 19.04.2021 N 250н |
01.012 |
Социолог: специалист по фундаментальным и прикладным социологическим исследованиям Внимание! Стандарт вступает в силу с 01.03.2022 и действует до 01.03.2028 |
Приказ Минтруда России от 21.10. |