Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Шушенская средняя общеобразовательная школа №3
Красноярский край, Шушенский район, пгт Шушенское
  • Методическая деятельность и работа с кадрами

    Методическая работа – важная часть учебно-воспитательного процесса, которая способствует повышению качества образования и развитию каждого учащегося образовательного учреждения. Это совокупность мероприятий, проводимых администрацией образовательного учреждения, учителями, педагогми дополнительного образования и воспитателями в целях овладения методами и приёмами учебно-воспитательной работы, творческого применения их на уроках и во внеклассной работе, поиска новых, наиболее рационально-эффективных форм и методов организации, проведения и обеспечения образовательного процесса.

    Цель, задачи и основные направления деятельности:

    Цель:

    Повышение профессионального уровня педагогических работников образовательного учреждения, улучшение качества учебного процесса и обеспечение успешного развития обучающихся.

    Задачи:

    • Развитие профессиональных навыков и умений педагогических работников образовательного учреждения, обновление их знаний, уений и навыков, реалициция персональных образовательных программ.
    • Разработка и внедрение материалов для преподавания различных предметов, воспитания и развития учащихся образовательного учреждения.
    • Организация системы сопровождения педагогических работников образовательного учреждения, включающей проведение семинаров, тренингов, консультаций.
    • Привлечение и распространение передового педагогическо опыта.
    • Контроль и анализ качества образования, оцека результатов обучения, разработка плана мероприятий по устранению выявленных проблем.

    Основные направления работы:

    • Диагностика профессиональных дефицитов: образовательные результаты учащихся - профессиональные дефициты учителя.
    • Наставничество.
    • Функциональная грамотность.
    • Системно-деятельностный подход.
    • Профилактика профессионального выгорания.
    • Аттестация педагогических работников.
    • Повышение квалификации учителя и преодоление профессиональных дефицитов.

    КУРАТОР МЕТОДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И РАБОТЫ С КАДАРМИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

    Астальцева Галина Георгиевна.
    Астальцева Галина Георгиевна
    Заместитель директора по УВР
    Телефон:
    8(39139) 3-16-71
    Часы приема:
    Пн-чт 08:00-17:00 Пт 08:00-16:00

    Методическая деятельность в образовательном учреждении направлена на создание условий для развития личностных и профессиональных качеств учителей. Данная деятельность опирается на принципы научности, личностно-деятельностный, дифференцированный подходы, принцип системности и достигается через научные семинары, курсовую подготовку, практическую деятельность, самообразование, аттестацию педагогов, участие в профессиональных конкурсах, анализ и самоанализ деятельности, планирование методической работы.

    Система методической работы нацелена на рост профессионального мастерства педагогических работников образовательного учреждения и, как следствие, на повышение качества образования учащихся.

    Цели, задачи методической деятельности и работы с кадрами, методическая тема образовательного учреждения на учебный год определяются педагогическим советом образовательного учреждения. Методический совет - рабочий орган между заседаниями педагогического совета.

    Реализация направлений методической деятельности в образовательном учреждении

    Диагностика профессиональных дефицитов – процедура выявления степени развития профессиональных компетенций педагогических работников.

    Профессиональные дефициты – осознанные или неосознанные недостатки (ограничения) в профессиональной компетентности, которые препятствуют реализации профессиональных действий.

    Направления диагностики профессиональных дефицитов

    • Направления диагностики профессиональных дефицитов педагогических работников обусловлены нормативно закрепленным перечнем профессиональных компетенций: предметных, методических,психолого-педагогических, коммуникативных компетенций, которые связаны с трудовыми функциями профессионального стандарта "Педагог".
    • Направления диагностики профессиональных дефицитов управленческих кадров обусловлены закрепленными должностными обязанностями, связанными с управлением процессами, ресурсами, кадрами, результатами и требованиями в области управления информацией.

    Формы диагностики профессиональных дефицитов

    • диагностика профессиональных дефицитов на основании стандартизированных оценочных процедур;
    • самодиагностика профессиональных дефицитов на основании рефлексии профессиональной деятельности;
    • диагностика профессиональных дефицитов на основании результатов профессиональной деятельности;
    • диагностика профессиональных дефицитов на основании экспертной оценки практической (предметно-методической/управленческой) деятельности.

    Подходы к диагностики профессиональных дефицитов

    Диагностика профессиональных дефицитов основывается на вариативном, уровневом и комплексном подходах:

    • вариативный подход проявляется в применении имеющих разные основания форм диагностики профессиональных компетенций;
    • уровневый подход предполагает выявление разных уровней (минимальный, средний, высокий) профессиональных дефицитов;
    • комплексный подход проявляется в одновременном применении разных форм диагностики.

    Диагностика профессиональных дефицитов осуществляется на основе уровневого подхода и позволяет выявить несколько дефицитарных уровней: высокий, средний, низкий.

    Наставничество – это федеральная программа, реализуемая в образовательных учреждениях, которая предусматривает обмен опытом как учеников, так и сотрудников образовательного учреждения между собой по вопросам, касающимся личностного, образовательного и профессионального развития.

    Наставничество в системе образования – разновидность профессионального обучения, сопровождения и поддержки педагогических работников до 35 лет, имеющих трудовой стаж педагогической деятельности в образовательных организациях до трёх лет или специалистов, назначенных на должность, по которой они не имеют опыта работы.

    Наставляемый (молодой педагог) – специалист до 35 лет, имеющий трудовой стаж педагогической деятельности в образовательных организациях до трёх лет, начинающий педагогический работник, имеющий высшее или среднее специальное педагогическое образование, владеющий профессионально-педагогическими компетенциями.

    Наставник - опытный педагог, обладающий высокими профессиональными и нравственными качествами, целым набором компетенций и навыков, позволяющих качественно выполнять задачи наставничества.
     

      Задачи педагогического наставничества

      • Закрепление учителя, в том числе с целью сокращение сроков адаптации и обеспечения включенности в деятельность коллектива.
      • Устранение дефицитов (Функциональная грамотность. Успешное прохождение программы. Применение, изменение в деятельности).
      • Развитие профессиональных компетенций (Дельта прироста: уменьшение количества дефицитов компетентностей в предметных, методических, психолого-педагогических, коммуникативных областях).
      • Формирование субъектности (Наличие осмысленной персонализированной программы, индивидуално-образовательного маршрута (ИОМ). Успешное прохождение программы. Применение, изменение в деятельности).

      Содержание педагогического наставничества

      Основное содержание педагогического наставничества заключается в оказании психологической и методической помощи молодым специалистам в период адаптации включает следующее:

      • в изучении и внедрении в практику молодого педагога передового педагогического опыта;
      • в совершенствовании педагогического мастерства;
      • в освоении продуктивных технологий обучения и воспитания;
      • в изучении и анализе учебных программ, учебников, пособий, методических рекомендаций;
      • в организации индивидуальной образовательной траектории молодого педагога;
      • в овладении новыми формами и методами оценивания учебных достижений учащихся.
        Субъекты педагогического наставничества

        1. Куратор (Сотрудник образовательного учреждения, осуществляющей деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным программам, либо организации из числа партнеров образовательного учреждения, который отвечает за организацию программы наставничества).
        2. Наставник (Обеспечивает адаптацию и индивидуальную траекторию профессионального развития наставляемого на основе его профессиональных затруднений).
        3. Наставляемый  (Участвует в персонализированной программе наставничества. Взаимодействует с наставником, при его помощи приобретает новый опыт, развивает необходимые компетенции,добивается предсказуемых результатов. Является активным субъектом собственного непрерывного личностного и профессионального развития).

        Функциональная грамотность – это способность человека использовать полученные в жизни знания для решения широкого круга практических задач в различных сферах.

        В образовании это означает, что ученики могут применять знания и навыки из разных предметов для решения реальных проблем, которые выходят за рамки школьных задач. Это способность ученика самостоятельно или в группе использовать знания для решения глобальных задач.

        Это способность использовать базовые навыки чтения и письма для решения своих повседневных и профессиональных задач. Когда мы говорим о том, что человек достиг функционального уровня, как правило, речь идет об умении успешно действовать в обычных обстоятельствах.

        Функциональная грамотность отличается от умения читать и писать, то есть от просто грамотности. Она имеет прямое отношение к тому, как человек работает с информацией: извлекает её, обрабатывает, оценивает, излагает, применяет на практике, решает с её помощью бытовые задачи.

        Основные компоненты функциональной грамотности:

        Основными компонентами функциональной грамотности являются читательская, математическая, естественно-научная, финансовая грамотность, а также глобальные компетенции и креативное мышление. 

        Как формируется функциональная грамотность в образовании:
        • Интеграция в предметное обучение: поскольку нет и не должно быть отдельного предмета по функциональной грамотности, функциональная грамотность развивается через все дисциплины. Учителя используют задания, оформленные в виде жизненных ситуаций.
        • Ситуационные задачи: использование задач, которые имитируют реальные сценарии, например, анализ рекламы, расчёт материалов для проекта или поиск информации в интернете.
        • Развитие критического мышления: обучение детей работе с информацией, включая анализ текстов из интернета и распознавание недостоверных сведений.
        • Учет возрастных особенностей: использование близких детям тем и героев (из мультфильмов, игр) для создания задач, которые вызывают интерес и мотивируют к поиску решений.
        Каким образом можно развивать функциональную грамотность?

        По мнению Екатерины Аносовой, заведующей лабораторией социокультурных образовательных практик НИИ урбанистики и глобального образования Московского городского педагогического университета: «Функциональная грамотность – это то, что формируется в деятельности, а деятельность всегда предметна. Поэтому было бы странно ввести какой-то отдельный урок функциональной грамотности. Хотя у нас пытаются сделать именно это: например, вводят отдельные курсы по подготовке к проектной деятельности, как будто можно сначала рассказать о проекте, а потом его делать. Или предлагают специальный курс «Осмысленное чтение», как будто бы все остальное чтение бессмысленное. Появление термина «функциональная грамотность» почему-то привело к мысли о том, что нужны специалисты, которые будут этот навык развивать. Но на самом деле функциональная грамотность – это результат обучения в целом. Её развивают на каждом уроке. Например, когда мы запускаем проектную деятельность по биологии, мы понимаем, что работаем именно на понимание того, зачем нужен предварительный этап поиска информации и почему мы не выдаем готовые темы, а формулируем их вместе с учениками. Функциональная грамотность, то есть понимание, что и как сделано, рождается тогда, когда мы проводим рефлексию пережитого. Самым важным будет обсуждение того, что происходило, как принимали решение, как выбирали цвет, какую шапочку наклеили герою, как получилось вырезать – в этом ценность рефлексии. Развитие функциональной грамотности – это в том числе и работа с личным опытом, продуцирование нового опыта, расширение возможностей. Это задача педагогов – не замыкать обучение в школьной коробке, а стремиться куда-то пойти с учениками, показать им что-то новое, расширить их кругозор».

        Интересно и мнение Екатерины Аносовой о том, есть ли у школы возможность научить детей формулировать собственные мысли?:

        «У школы для этого есть коллективное обучение. Например, на уроке литературы можно обсуждать прочитанное таким образом, совместно проживать прочитанное, чтобы оно становилось ценностно значимым. Это повод сформулировать то, что ты понял сам, и услышать то, что понял другой. Не правильный ответ, не исторический комментарий, а возможность поделиться собственным эмоциональным переживанием. Здесь школа, которая вооружилась методиками организации обсуждений, и учитель, который овладел навыками модерации и фасилитации, могли бы играть колоссальную роль, создавать ситуации, при которых ученикам нужно сформулировать личностно значимое. Ведь чтение само по себе — приватная практика. Прочел, пережил, сам с собой поплакал, посмеялся, и все. У тебя нет никаких поводов сформулировать то, что ты чувствовал. А урок литературы – это повод быть услышанным. Это единственная причина, по которой я оставила бы литературу как школьный предмет. По всем остальным причинам я бы ее убрала, потому что мы ходим в театры, хотя уроков театра в школе нет, слушаем музыку и разбираемся в ней. Культуру люди осваивают, слава богу, без школ. А вот коллективно обсудить прочитанное, выслушать чужое мнение, высказаться и быть понятным, — этому можно научиться только в коллективе».

        Системно-деятельностный подход в образовании - это организация обучения, при которой главный акцент делается на активной, самостоятельной познавательной деятельности ученика, а не на пассивном получении готовых знаний.

        Системно-деятельностный подход в обучении - выстраивание процесса учебы, при котором центральное место отведено самостоятельной и разносторонней познавательной деятельности учащихся. Формирование личности ученика и продвижение в развитии происходит в процессе его собственной деятельности, направленной на открытие нового для него знания, а не пассивного восприятия.

        Системно-деятельностный подход в педагогике - организация процесса обучения, в котором главное место отводится активной, самостоятельной познавательной деятельности школьника. Ключевой момент - постепенный уход от информационного репродуктивного знания к знанию действия.

        Цель системно-деятельностного подхода в образовании - это перейти от «знания-как» (репродуктивное знание) к «знанию-действию» и развить универсальные учебные действия (УУД). Этот подход является основой современных образовательных стандартов (ФГОС) и предполагает, что ученик выступает субъектом обучения, а не объектом.

        Важно, что ребенок - активный субъект педагогического процесса, в своей деятельности он самостоятельно развивается, а значит, приобретает компетенцию жить и действовать в постоянно меняющихся условиях, способность и готовность учиться.

        Ключевые особенности системно-деятельностного подхода:

        • Ученик – активный участник: ученик сам открывает новые знания через выполнение учебных задач, исследуя и решая проблемы.
        • Переход от теории к практике: содержание образования включается в контекст решения значимых жизненных задач. Знания, полученные в классе, должны применяться на практике.
        • Развитие УУД: основной результат образования - это формирование универсальных учебных действий, которые позволяют учиться и решать проблемы в разных ситуациях.
        • Совместная деятельность: обучение строится на сотрудничестве учителя и учеников.
        • Самостоятельная и рефлексивная деятельность: ученики учатся контролировать свои действия, давать им оценку, а также работать в команде. 
        Отличие системно-деятельностного подхода от традиционного:
        Аспект Традиционный подход Системно-деятельностный подход
        Роль ученика Пассивный получатель информации Активный субъект, который познает и действует
        Основная цель Накопление знаний Формирование универсальных учебных действий
        Учебная деятельность Репродуктивная (заучивание, запоминание) Активная (исследование, решение проблем, творчество)
        Результат Объем полученных знаний Способность решать проблемы на основе знаний
        Фокус Содержание программы Результаты обучения, которые проявляются в деятельности ученика
        Системно-деятельностный подход: взгляд с позиции ФГОС

        ФГОС второго и следующего поколений (п. 5 ст. 1 Приказа Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 №1897) основывается на системно-деятельностном подходе.

        Позиция авторов Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) основывается на уверенности, что системно-деятельностный подход обеспечит выпускника российской школы не только базой знаний, но и способностью решать нестандартные ситуации, анализировать данные, делать выводы, использовать научные методы наблюдения, уметь классифицировать, сравнивать, формулировать гипотезы и экспериментировать. То есть теми компетенциями, благодаря которым человек чувствует себя конкурентоспособным в эпоху, когда знания быстро устаревают.

        По этим причинам ФГОС установил новые требования к итогам освоения образовательной программы, среди которых не только предметные знания, но и метапредметные результаты.

        Метапредметные результаты предполагают деятельностное отношение: умение ставить себе цели, планировать, соотносить действия с результатом, сотрудничать в учебе, выстраивать коммуникацию, оперировать логическими категориями, навыки самоконтроля и смыслового чтения.

        Для учителя обязательным становится не только знание методики преподавания того или иного предмета, но и знание возрастной психологии, психологии познания, индивидуальных когнитивных особенностей ученика. Надо понимать природу и механизмы мотивации, целеполагания, развития мыслительных способностей. Уметь воспитывать самостоятельность, создавать в процессе учебного занятия такую ситуацию, попав в которую, ребенок хотел бы делать собственные открытия и делал бы их.

        Реализация системно-деятельностного метода обучения:

        В требованиях к реализации образовательной программы в ФГОС прописано обязательное использование образовательных технологий деятельностного типа. Главный смысл этих технологий - воспитание личности как субъекта жизнедеятельности. Цель учителя достигнута, когда ребёнок сам ставит себе цель, понимает, какие к ней ведут задачи, и решает их, отвечает за результаты.

        Учителю нужно создать специальные условия, при которых ученик самостоятельно находит и решает учебную проблему, опираясь на уже приобретенные знания и умения. Деятельность ученика организуется следующим образом:

        • постановка цели,
        • планирование действий по ее реализации,
        • сама деятельность,
        • рефлексия полученных результатов.

        Рефлексия, умение выделить свои результаты в контексте ключевых задач позволяют самостоятельно усвоить новые знания, умения и компетенции, включая умение учиться.

        Профилактика профессионального выгорания - это....

        Комплекс мероприятий включает:

        1. анализ
        2. анализ
        3. анализ
        4. анализ

        Документы

        В образовательном учреждении разработаны следующие документы

        Функции

        Вводный текст на тему

        Деятельность

        В образовательном учреждении действует

        Документы по методической деятельности и работе с кадрами (школьный уровень)

        • Все документы
        • Локальные нормативные акты
        • Методическая деятельность

        Документы по методической деятельности и работы с кадрами (федеральный, региональный и муниципальный уровни)

        Методический совет

        Стерехова Наталья Николаевна.
        Учитель русского языка и литературы. Руководитель "Интеллект-академии"
        Чаленко Ольга Владимировна.
        Заместитель директора по ВР. Заместитель руководителя Центра образования "Точка роста"
        Кринберг Вера Викторовна.
        Учитель иностранного языка.
        Гурьянова Елена Гелиевна.
        Учитель математики
        Дедусева Татьяна Владимировна.
        Учитель труда (технологии). Руководитель клуба "Олимпиец"
        Бериева Елена Батрадзовна.
        Учитель начальных классов
        Грицай Ольга Ивановна.
        Заместитель директора по УВР

        Школьный университет непрерывного образования

        Университет непрерывного образования (УНО) действует в образовательном учреждении с 1995 года. Основное направление его деятельности - организация сопровождения мастерства педагогических работников образовательного учреждения.
        Цели и задачи УНО
        Тема
        Направления
        Тема
        Вариативная и инвариантная части Программы УНО
        Тема

        Методический ликбез

        Методический ликбез - программа школьного университета непрерывного образования, направленная на организацию методического сопровождения молодых специалистов и учителей, не имеющих педагогического образования.

        Школьная методическая конференция

        Школьная методическая конференция является итоговым мероприятием учебного года по направлению "Методическая деятельность и работа с кадрами".

        Основная цель конференции - это подведение итогов и представления опыта деятельности педагогическими работниками учреждения в контексте методической темы образовательного учреждения на учебный год.

        2024-2025 учебный год

        28 марта 2025 года в актовом зале образовательного учреждения прошла традиционная Школьная методическая конференция "Педагогические приёмы, методы и техники, используемые для устранения профессиональных дефицитов и обеспечивающие эффективность современного урока".

        По итогам работы в текущем учебном году с высокомотивированными учащимися сегодня были вручены грамоты КГБОУ ДО "Красноярский краевой дворец пионеров" и Управления образования администрации Шушенского района педагогическим работникам школы: Г.Г.Астальцевой, заместителю директора по методической работе и работе с кадрами, Н.Н.Стереховой, руководителю школьной Интеллект-академии, Е.Г.Гурьяновой, руководителю МО математического и естественнонаучного образования, В.В.Кринберг, руководителю МО иностранного языка. Учителю биологии М.С.Конкиной была вручена грамота за участие в муниципальном конкурсе "Учитель года - 2025". Коллеги поздравили Л.В.Свинцову и Т.В.Дедусеву с присвоением им квалификации "Учитель-методист".

        Модератором проведения конференции была Г.Г.Астальцева, заместитель директора по методической работе и работе с кадрами. Сопровождали работу конференции учителя-методисты - Т.В.Дедусева и Л.В.Свинцова. В работе с педагогическим коллективом мы продолжаем практику организации мероприятий таким образом, чтобы методы и приёмы, применяемые при их проведении, учителя затем могли использовать на своих уроках. Не стала исключением и конференция 2025 года: при организации работы групп Т.В.Дедусева использовала методику "Кризис некомпетентностей", Л.В.Свинцова - элементы методики развивающего обучения, в своём выступлении В.В.Кринберг, руководитель МО иностранного языка, показала на практике применение формирующего оценивания.

        Целью конференции стало представление педагогическому коллективу средствами современных техник методического сопровождения способа работы, обеспечивающего устранение профессиональных дефицитов и повышение эффективности современного урока. Данная цель достигалась путем решения  ряда задач: во-первых,  предстояло осуществить выделение проблемных мест в педагогической деятельности (инструменты: видеоролик, матрица для записи проблем). Во-вторых, через технику «Кризис некомпетентностей» выделить понятия, раскрывающие область знаний и незнаний педагога (инструментом работы стала матрица с ранжированием понятий). В-третьих, заслушать выступления руководителей методических объединений и учителей, раскрывающие дефициты в методическом объединении и способы работы над ними (инструменты работы: экспертные листы, кроме этого оценивали работу в целом и эксперты из числа педагогических работников). В-четвертых, необходимо было сформировать представление о системе контрольно-оценочной деятельности, обеспечивающей эффективность урока и повышение качества школьного образования (инструментами работы был мотивирующие видеоролики и практикум средствами технологии РО). Таким образом,  в ходе работы конференции были подведены предварительные итоги методической деятельности коллектива за текущий учебный год и определены направления деятельности на 2025-2026 учебный год.

        Программа Школьной методической конференции

        Школьный методический журнал

        По итогам методической конференции издаётся журнал «Школьный методический журнал» (до 2017 года журнал назывался «Проблемы школьного образования», первый выпуск которого вышел в 1995 году).

        Новости раздела

        Модель инклюзивной школы.
        20 ноября 2025, 06:39

        20-22 ноября в г.Красноярске проходит краевой и федеральный семинары по вопросам инклюзивного образования. В работе семинаров принимает участие представители нашей школы.
        УНО: Методический ликбез.
        07 ноября 2025, 12:43

        7 ноября прошло первое мероприятие в рамках реализации программы Школьного университета непрерывного образования "Методический ликбез".
        УНО: работа творческой группы.
        06 ноября 2025, 04:18

        В период школьных каникул учителя образовательного учреждения продолжают работать над совершенствованием своей деятельности. Сегодня в рамках Школьного университета непрерывного образования (УНО) прошла работа творческой группы «Преемственность обучения при переходе с уровня начального общего образования на уровень основного общего образования», руководит которой учитель-методист Л.В.Свинцова.

        Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике